Если бы записи старинных автомобильных гонок были сделаны на цветную плёнку, мы смогли бы заметить, что болиды тех лет были разноцветными. Окрас зависел от страны, которую представлял экипаж. Итальянские машины были красными и фирменный цвет Ferrari совсем неслучайный, французские автомобили синими, ну а британские автомобили красили темно-зеленой краской, которую до сих пор именуют в «british rasing green» – гоночный зелёный. В него и выкрашен автомобиль Mini, о котором сегодня пойдет разговор.
Когда сидишь в современном автомобиле марки Mini и смотришь перед собой, определить что это за модель, довольно затруднительно, с это точки зрения они очень похожи. Зато определить, что это за модель очень легко, посмотрев назад, если мы находим там ещё дополнительные две задние двери, значит, мы сидим в кроссовере Countryman. Если в кроссовере сзади только одна третья дверь, значит — это универсал Clubman, если позади нет ничего примечательного, значит это обычный Mini Cooper, а вот когда сзади действительно в буквальном смысле ничего нет, значит это либо Coupe, либо Roadster.
В нашем случае речь идет о Roadster. Крыша открывается, причем без каких-либо электроприводов, всё вручную поворачиваем, складываем и защелкиваем. И заметьте, это действительно Roadster, в том смысле, что машина строго двухместная.
Если нынешний Mini кажется вам крохотным автомобильчиком, то поверьте, это смотря с чем сравнивать. Исторически британский Mini был немногим больше коробки от стиральной машины, длина той машины менее 1,5 метра. От одной только мысли о возможных последствиях аварии, волос встает дыбом, потому, как это действительно была жестяная коробчонка с моторчиком, серийное производство которое началось в конце 1950 года. У неё очень сложная родословная, эту малюсенькую машину выпускали несколько предприятий, и слово Mini долгое время было названием модели, а не марки. История сохранила для нас её многочисленные полные имена: Austin Mini, Leyland Mini, Morris Mini, Rover Mini. Собственно через марку Rover, этот бренд и достался компании BMW.
Вещь, которой здесь впору удивляться, это механическая коробка передач, шестиступечтая, на рычаге удобный набалдашник в виде шара, переключения очень четкие, спортивные, всё хорошо, но.… Как вы считаете, кто будет сидеть за рулем этой машины? Чтоб не говорили на этот счет маркетологи, у нас в России за рулем этой машины будет сидеть женщина. А ведь даже мужчины, которые ещё недавно клялись в пожизненной верности механике, переходят на «автомат» при первой же возможности, что уж говорить о дамах. Вообще, машины этой ценовой категории с механической трансмиссией, медленно становятся очень большой редкостью, им уже место в «Красной книге». И с этой точки зрения прокатиться на модификации с механикой особенно интересно. Кстати, интересный момент, в модельном ряду Mini уже две машины с открытым верхом, отличаются они вместительностью салона, в одной четыре посадочных мест, а в другой два. У нас двухместная версия и это 100% современный Mini. Рулевой управление, словно продолжение твоих собственных рук, а педаль газа не читает лекций по экологии окружающей среды. Машиной всё время хочется управлять, на ней скучно ехать прямо. Это очень компактный, очень шустрый, очень хулиганистый по натуре автомобиль, который постоянно ищет водителя-сообщника.
Если мы постараемся найти хотя бы одну модель, которую можно было бы сравнить с этой машиной, то поначалу впадём в ступор. Да, Mini никак не назвать дешёвой маркой, но с другой стороны все остальные машины с двухместным салоном и открытым верхом живут в том прекрасном мире, где телефоны «Vertu» кладут в сумочки Variety. Но если мы подумаем чуть лучше, то вспомним ещё одну модель, столь же неожиданную, столь же необычную – это Mazda MX5. Когда рассматриваешь эти машины по отдельности, они совершенно кажутся похожими друг на друга, но когда мы поставим их рядом, то увидим, что обе они имеют своих исторических предшественников и предшественники эти одни и те же. Когда-то, лет 50 назад существовал класс маленьких спортивных машинок, у них был двухместный салон, мягкий съемный верх, и не слишком мощные моторы, меньше 100 лошадиных сил. Но из-за не очень невысокой массы, это были легкие быстрые машины, которые могли подарить действительно немалое удовольствие от вождения. Их делали многие марки, но классика жанра — марки британские. То есть современныйMini Roadster и Mazda МХ5 – это соответственно немецкая и японская копия, которые, на нынешнем автомобильном рынке, не имеют ни одного оригинала, так вот забавно получилось.
Оригиналы остались в прошлом, в книгах об истории автомобильной индустрии. Хорошим примером здесь может послужить модель MG, двухместный кузов, матерчатая крыша, узнаваемые черты. Другое дело силовая установка, ведь под капотом у первых MG был всего-навсего литровый моторчик, который развивал жалкие 46 лошадиных сил. Сегодня эта величина свойственна квадроциклам, машине этого маловато, но не будем забывать и про массу, а ведь в этом отношении MG 60-х годов весили непостижимыми сегодня 700 килограммов. Может Mini Roadster кажется маленькой машинкой, но он тяжелее почти в два раза, весит вполне взрослые 1,5 тонны. Но едет он в любом случае резвее своих идеологических предшественников.
Mini Cooper в версии S нередко сравнивают с картом и действительно у таких параллелей есть кое-какие основания. Когда едешь по хорошим дорогам, то возникает чувство, словно ты стрелка прибора, которая прочерчивает рельеф местности в мельчайших деталях. Впрочем, инженеров можно понять, хотели спортивную машину, так получите и распишитесь. Такую настройку можно было б понимать, как излишнюю прямолинейность с точки зрения разработчиков, но с другой стороны в этом моторе такой заряд бодрости, что и все остальное в машине приходится соответствовать, ну и потом, дань традиции. Ведь как бы смешно не выглядела машина Mini в роли гоночного автомобиля, она была гоночным автомобилем и более того, Mini были очень успешными гоночными автомобилями.
Нынешние Mini тоже недавно появились в ралильных соревнованиях. На трассах гоняет гоночный Countryman, который издалека даже похож на серийный. А ведь спортивная история этой марки начинается уже с названия — Mini Cooper. А ведь Cooper — это фамилия известная в автоспорте. Джон Купер был известным гоночным инженером. Названные его именем болиды дважды выигрывали чемпионат «Формула-1». Три победы в ралли Монте-Карло в 60-х годах сделали марке такую биографию, которую её владельцы с блеском эксплуатируют по сей день. Ведь в нынешнем Mini этих спортивных нот тоже хватает, на скоростях за 90 км/ч из крышки багажника даже поднимается антикрыло, в общем, антураж на месте. Одна из уже традиционных особенностей – крохотные блюдечки зеркал, из-за которых вокруг этой маленькой машины появляются внушительные мертвые зоны. Впрочем, это неуникальная особенность Mini Roadster, да собственно, откуда тут взяться каким-то по-настоящему уникальным особенностям.
Уже пару лет назад, когда только появилась закрытая версия двухместного Mini, которая называется Coupe, уже тогда было понятно, что кабриолет, по сути, готов. Ведь у той машины наличествовали все необходимые усилители в кузове, фактически, нужно было просто отрезать у неё крышу и готова открытая версия. Хотя, конечно, нужно было ещё установить дуги безопасности, это необходимый элемент, собственно только они и смогут защитить пассажира в том случае, если машина перевернется на крышу, хотя такой вариант развития событий от наличия дух не становится менее пугающим.
Из вещей более веселых, встречаем еще одного старого знакомого, огромный и бесполезный спидометр, который опоясывает очень даже полезный дисплей. Мультимедийная система в целом проста, понята и по сути представляет собой упрощенную версию, которую можно наблюдать в автомобилях BMW. Что до акустики, её и вовсе пугающе много, на крохотный салон приходится аж десяток динамиков. Чем хороши Mini, так это огромным количеством очаровательных деталей, например, хромированные переключатели в авиационном стиле или панель приборов на рулевой колонке. Из салона можно залезть в багажник с помощью специального лючка, кстати, сам багажник тоже достоин упоминания. Вот где проявилась немецкая забота о мелочах, так это в грузовом отсеке. Казалось бы, перед нами прогулочная машина, она нужна только для развлечений, но если вам нужно будет проводить кого-нибудь в аэропорт, то эти 240 литров свободного пространства совершенно не покажутся лишними. Да, здесь, конечно, неровный пол, но так это издержки конструкции, зато заметьте, у обычного открытого Mini Cooper багажника нет практически вовсе, а тут он есть и вполне приличный и более того, его объём не зависит от того сложена крыша или нет. Так что, как неудивительно, этой машиной можно пользоваться даже для кое-каких хозяйственных надобностей.
Но самое любопытное, это что-то вроде раздвоения механической личности, ведь у этой «мультяшной» машинки вполне серьезная силовая установка. Под таким причудливым капотом с прорезями для фар, обитает двигатель, и это старинный друг соратник и брат марки Mini, бензиновый мотор объемом 1,6 литра. С помощью наддува и настроек из него, по сути, делали несколько разных агрегатов, причем в версии John Cooper Works (это заряженная версия Mini), он развивает более 200 лошадиных сил. В нашем Mini Roadster 184 «лошадки», тоже вполне прилично. Кстати, обратите внимание, какой ценой дается эта компактность, моторный отсек заполнен практически полностью, тут свободного пространства нет вовсе. Существует ещё и дизельная версия, но всё-таки эта представляется наиболее интересной и аутентичной. Разгон до сотни 7 секунд, максимальная скорость около 240 км/ч, может чуть меньше, но за рулём Mini понимаешь, что всё это не так важно. Цифры это не слишком подходящий алфавит, чтобы описывать эмоции. Впрочем, между эмоциями и арабскими цифрами связь всё-таки прослеживается, хотя бы в том отношении, что за более мощную версию просят от 1 200 000. Стоит ли предпочесть четырёх местный Mini кабриолет, вопрос тёмный, потому как багажника там практически нет, а задний ряд сидений всё равно малопригоден для перевозки живых людей. Возможно, лучше сразу закрыть эту тему и взять строго двухместную версию, тем более что машина действительно получилась яркая. Это редкий случай, когда гендерный конфликт происходит в душе автомобиля. Mini Cooper Roadster – это абсолютно женская машина со 100% мужским характером, особенно если речь идёт о версии с механикой. Вообще удивительно, ведь в автомобиле есть даже слишком много всего, для его потенциальных покупателей он мог бы быть и попроще. Но его создатели не пошли на компромисс, они сделали машину такой, какой она должна быть, такой, какой её наверняка хотели бы видеть создатели британской марки Mini. А ведь нынешняя марка, по сути дела, многое задолжала своим далёким английским предкам, во всяком случае, такую мелочь, как всемирная слава. А потому это редкий случай, оттого ещё более ценный.
Олеся Богуславская