До 2005 года все отечественное дизельное топливо производилось по стандартам, принятым еще в 1982 году. В Европе современные требования к качеству начали внедрять с 1992 года. Именно тогда впервые появилась аббревиатура EN 590, которая стала обозначать европейские нормативы на дизтопливо. Российские стандарты тоже претерпели изменения, и в 2005 году появился ГОСТ Р 52368, где были продублированы все положения и спецификации EN 590.
Но основной целью введения новых нормативов как в Европе, так и в России, было снижение вредных выбросов в атмосферу. Одновременно с этим повышались и качественные характеристики этого горючего вещества.
Европейские стандарты
Европейский топливный стандарт EN 590 с момента своего создания претерпел пять кардинальных модификаций. На сегодняшний день его существует целых шесть вариантов. Каждый раз в обновленных нормативах повышались требования к качеству дизтоплива. Сегодня такое горючее, это уже не просто соляра в обычном понимании, а топливо, которое обладает высокими качественными характеристиками. Нельзя забывать, что самый последний стандарт Евро-6 уже разработан, но еще не внедрен.
Нормы EN 590 в первую очередь регламентируют в дизтопливе:
- цетановое число (сейчас 51);
- содержание серы (сейчас 0,001%);
- фракционный состав;
- окислительную стабильность;
- смазывающую способность;
- содержание ароматических углеводородов в процентах;
- кинематическую вязкость.
Отечественные стандарты качества
В 2005 году в России было принято решение уйти от советской системы классификации дизтоплива и на смену старому стандарту, пришли новые нормы – ГОСТ Р 52368-2005. Переход на европейскую систему качества был полностью оправдан. В топливе, произведенном по новым требованиям, было увеличено цетановое число, на несколько порядков снижено содержание серы. Переход был осуществлен сразу на стандарт Евро-2.
В новых нормативах качества была изменена система классификации дизтоплива. Если раньше можно было, прочитав название, купить летнее дизельное топливо, то по новым российским стандартам вводится классификация по виду топлива, а также сорту или классу (в зависимости от температуры применения). Поэтому сегодня, чтобы, например, купить зимнее дизельное топливо, нужно обращать внимание не на название, а на класс и сорт в марке горючего, выпущенного по европейскому стандарту.